Онлайн-продажа лекарств: как аптекам подготовиться

С 3 апреля вступил в силу Федеральный закон от 03.04.2020 N 105-ФЗ, устанавливающий возможность продавать через интернет лекарственные препараты. Постановление Правительства от 16 мая 2020 г. N 697 утвердило порядок выдачи разрешения на онлайн-продажу лекарств. Несмотря на то, что правительству и ведомствам предстоит еще регламентировать многие процедуры, касающиеся дистанционной продажи лекарств, аптеки уже могут начинать подготовку к ряду обязательных требований.

Как аптеке наладить дистанционную торговлю лекарственными средствами?

Подготовка аптеки к онлайн-продаже лекарств

Получение разрешения Росздравнадзора.

Для этого необходимо подать заявление в Росздравнадзор. К нему прилагается пакет документов, которые подтверждают, что компания имеет:

  • лицензию на фармацевтическую деятельность, действующую не менее года;
  • не менее 10 торговых точек на территории РФ;
  • оборудованные склады для хранения лекарственных препаратов;
  • сайт или мобильное приложение;
  • курьерскую службу с необходимым для доставки лекарств оборудованием;
  • электронную систему платежей или мобильные платежные терминалы.

Подготовка сайта к дистанционной торговле.

Сайт должен представлять покупателям детальную информацию о каждой единице товара, его фото, сроки годности, сертификаты производителя и т.д. Также необходимо разместить информацию об условиях доставки и порядке оплаты.

Организация работы курьерской службы.

При торговле лекарственными препаратами необходимо соблюдать особые условия хранения и транспортировки. Для доставки заказов из аптеки понадобятся специальные контейнеры, так как важно сохранять определенный температурный режим. Доставку можно делегировать специализированной курьерской фирме, но не все из них могут обеспечить температурный режим при перевозке заказа из аптеки.

Если предусмотрен способ оплаты картой при получении заказа, у курьеров должны быть мобильные онлайн-кассы для выдачи чеков покупателям.

Соблюдение требований маркировки лекарств.

Как и обычная аптека, интернет-аптека обязана соблюдать требования к реализации маркированных товаров. Это значит отражать сведения о движении лекарственных препаратов в системе мониторинга (МДЛП) и осуществлять продажу товара конечному покупателю только с использованием онлайн-кассы.

Обязательная маркировка всех лекарственных препаратов вступает в силу с 1 июля 2020 года. Нарушение правил маркировки может навлечь не только штраф, но и лишение лицензии на фармацевтическую деятельность.

Чтобы работать с системой МДЛП, аптека должна быть зарегистрирована на сайте «Честный Знак». Для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись.

Приобретение оборудования для онлайн-продаж.

При оплате товара картой в момент доставки курьеры должны выбивать чек на месте – для этого подойдут мобильные онлайн-кассы.

При безналичном расчете с покупателями на сайте также необходимо использовать ККТ. К интернет-магазину можно подключить собственную кассу (например, с помощью платежных агрегаторов «Яндекс.Касса», PayPal, Robokassa) или арендовать облачную онлайн-кассу. В любом случае устройство обеспечит полную автоматизацию процесса оплаты, отправит покупателю электронный чек и передаст необходимые сведения ОФД.

Сложности при дистанционной торговле маркированными лекарствами могут возникнуть с обязательным реквизитом кассового чека – тэгом 1162. Так, на данный момент тэг может быть включен в чек путем «ручного» сканирования штрих-кода товара с помощью 2D-сканера, что невозможно при оплате товара на сайте и формировании электронного чека в автоматическом режиме. Возможен следующий алгоритм работы:

  • при оплате на сайте формируется электронный чек с реквизитом «на предоплату». В таком случае указывать код маркировки необязательно.
  • курьер при передаче заказа считывает коды товаров сканером и пробивает на мобильной онлайн-кассе чек с реквизитом «приход».

Второй вариант – штрих-коды сканирует сотрудник на складе при сборке заказа. Курьер только выдает покупателю чек с применением ККТ.

Таким образом, при приеме интернет-платежей онлайн-аптека должна иметь автоматическую онлайн-кассу для фискализации расчетов на сайте и ручную ККТ для выдачи чеков курьером.

При выборе модели онлайн-кассы следует исходить из способа оплаты. Если предполагается только оплата на сайте, чековый принтер не нужен, так как чек отправляется покупателю в электронном формате. При совмещении разных способов приема денег понадобится касса с принтером чеков.

Отметим, что продавать дистанционно разрешено большинство лекарственных средств. Исключение – рецептурные, наркотические и психотропные препараты, а также лекарства с содержанием этилового спирта больше 25%.


Специалисты ООО «ЦИО» помогут:

Закажите бесплатную консультацию или звоните (812) 244-11-15 (СПб), (495) 662-30-90 (Москва).

Вам подходят

Электронная подпись
1500 р
Беспроводной 2D-сканер штрих-кода АТОЛ SB 2109 BT
10000 р
Принтер этикеток АТОЛ ВР41
11500 р
ОНЛАЙН КАССА ЭВОТОР 5i
24300 р
2D Сканер штрихкода АТОЛ SB2108 Plus
3500 р

Похожие статьи

Как выбрать онлайн-кассу для аптеки
Критерии выбора, маркировка лекарств в 2020 году, ИС МДЛП...
Онлайн-касса для интернет-магазина
Как выбрать кассу для e-commerce? Варианты подключения. Кому не нужна онлайн-касса? ...
Мобильная онлайн-касса: обзор моделей
Как выбрать онлайн кассу для курьеров и выездной торговли? ...